Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

29 советов родителям, как общаться с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

1. Проведите полное медицинское обследование ребенка СДВГ, чтобы исключить другие заболевания, при которых симптоматические и поведенческие проявления ребенка могут быть очень схожими с симптомами и с поведением ребенка с СДВГ.

2. Обратитесь за профессиональной помощью и поддержкой к специалистам в области СДВГ.

3. Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации их деятельности. Она очень хаотична, и это им мешает. Поэтому, когда ребенок теряется в том, что надо сделать, ему может помочь список дел, который следует составить вместе с ним или же с самим родителям. Если он не умеет читать, то это могут быть картинки.

4. Составьте правила поведения. Запишите или нарисуйте их и повесьте на видном месте. Зрительный ориентир поможет ребенку выбрать то, чего от него ожидают.

5. Повторяйте указания. Четко проговаривайте их на понятном для ребенка языке. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же указание более одного раза.

6. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Говоря что-то ребенку, смотрите ему в глаза. Успокойте ребенка, когда он возбужден и не слышит обращенную к нему речь, можно, взяв его за руки и посмотрев ему в глаза. Так вы можете одним взглядом вернуть ребенка к реальности. Делайте это чаще.

7. Установите границы дозволенного. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только еще больше возбуждают ребенка. Говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, необходимо тогда, когда ребенок спокоен.

8. Планируйте режим дня ребенка. Составьте накануне вечером список дел на завтра. Повесьте его на видном месте: на холодильнике, на двери в комнату ребенка, на зеркале в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке дел обязательно проговорите заранее. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их пугает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы.

9. Готовьте ребенка к переменам. Объявите заранее, что нового появиться в жизни ребенка, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к новому событию.

10. Позволяйте ребенку побыть наедине самим с собой. Ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.

11. Будьте эмоционально близки с ребенком. Эта связь поможет детям сделать правильный выбор, позволит им оценить, чего от них ожидают, и понять, достигли ли они поставленных целей, а так же сильно поощрять и поддерживать. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые.

12. Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ.

13. Снимайте с себя напряжение, веселясь и играя с ребенком. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Эти дети полны энергии – они любят играть.

14. Однако остерегайтесь перевозбуждения. Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь».

15. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней, как в лекарстве. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и «растут» от неё.

16. Используйте игровые приемы для улучшения памяти. У них нередко есть проблемы с так называемой активной памятью. Любой игровой прием, который вы можете придумать, - стишки, рифмы, шифровки и пр., - может весьма помочь улучшить память.

17. При объяснении чего-либо используйте наглядный материал. Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать.

18. Упрощайте свои просьбы. Чем меньше просьб, тем больше шансов, что ребенок вас поймет. В общении с ребенком используйте образную речь. Образная речь помогает сохранить внимание.

19. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем.

20. Ясно объясняйте ребенку, чего вы от него ждете. В общении с ребенком фиксируйтесь больше на позитивных моделях поведения, нежели на негативном поведении ребенка. Это наиболее эффективно. В своей речи старайтесь не использовать частицу НЕ.

21. Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.

22. Помогайте ребенку преодолевать трудности в социальной сфере, учите его общению и коммуникации.

23. Пользуйтесь разными игровыми средствами. Игровые приемы заинтересуют ребенка к развитию той или иной деятельности, разовьют у него желание ею заниматься.

24. Возложите на ребенка ответственность, когда это можно сделать. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать. Учите их, чтобы они сами просили о помощи, когда в ней нуждаются.

25. Увеличьте тактильный контакт с ребенком. Больше хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.

26. Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем как начать заниматься с ребенком или что-то ему объяснять, привлеките его внимание.

27. Чаще повторяйте то, чего вы от него ждете. При этом старайтесь не раздражаться, если ребенок вас не услышал и сразу не выполнил вашу просьбу.

28. Проведите физзарядку.

29. Используйте творчество в воспитании детей. Эти дети более одарены и талантливы, чем зачастую, кажется. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности.

Журнал «Школьный психолог».